Туризм и отдых в Карпатах
Біла КриницяКривчеФортеця у ХотиніМонастир у с. БанчениНаціональний університетФортеця
у Кам'янець-Подільському
Памятники архитектуры в Черновцах

ЧЕРНОВЦЫ,город. Координаты: 48.3172,25.9323

>>> Дивіться ще: Памятки архітектури Буковини


ДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДОМ, 1901 г

(пл. Центральная, 10). Построен в стиле Венского сецес-сиона со свойственной стилю декоративностью, полихромией фасадов и своеобразными очертаниями оконных обрамлений, деталей угловых и венчающих частей здания. Кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане, угловой с двумя открытыми фасадами, трехэтажный с мансардой. Слабо выступающий ризалит в центре главного фасада подчеркнут балконом на массивных консолях, завершен фронтоном с большим майоликовым панно. Углы украшены скульптурой. Боковой фасад решен более скромно. Его основным декоративным элементом является обрамление окон. Памятник представляет образец гражданской общественной архитектуры начала XX в.

АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1869—1875 гг.
(ул. Украинская, 30). Построена по проекту архит. И. Главки, автора ансамбля Черновицкого университета. Памятник отличается свойственной этому периоду и творческому почерку автора стилизацией. Кирпичный, трехнефный. План, характерный для романо-готической архитектуры,— в форме латинского креста с полукруглыми выступами трансепта и центральной апсиды и трехгранным выступом главного входа. Силуэт здания определяется крутыми крышами и четырехъярусными башнями-колокбльнями по сторонам главного фасада. Центр подчеркнут куполом с высоким конусным завершением. В создании внешнего облика использованы приемы и детали готического зодчества — стрельчатые окна, аркбутаны с пинаклями, облицовочный кирпич, резной камень и керамика, особенно в отделке купола. В интерьере готические стрельчатые нервюрные своды опираются на расчлененные вертикальными тягами столбы. Высотное раскрытие внутреннего пространства подчеркивается вертикаль- Административный дом на пл. Центральной, 10. Главный фасад. Армянская церковь. Общий вид. План. 338 Вознесенская церковь. Вид с юго-востока. План. ной направленностью движения ступенчатых арок, ритмом членящих барабаны резных полуколонок, росписями в барабане, куполе, сводах. Памятник представляет образец псевдоготического стиля, популярного в эклектической архитектуре второй половины XIX — начала XX вв.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, конец XVII
(ул. Бориспольская, 13). Построена в бывшем с. Горячий Урбан, впоследствии вошедшем в городскую зону. Подверглась позднейшим перестройкам. Деревянная, западный и центральный срубы обшиты досками, восточный — оштукатурен. Представляет классический образец «хатнего» ти- Николаевская церковь. Вид с юго-запада. План. па, трехсрубная с пятигранной в плане апсидой и квадратными одной ширины бабинцем и центром. Высокая покрытая гонтом скатная крыша увенчана декоративной главкой', скрывает перекрытия срубов. Вынос крыши поддерживают ступенчатые кронштейны — выпуски бревен верхних венцов срубов. Бабинец перекрыт четырехгранным срезанным пирамидальным верхом, центр — восьмигранным верхом, который несут две пары опорных столбов, поставленных по оси боковых стен апсиды. Переход к нему осуществляется с помощью плоских угловых парусов и невысокого восьмигранного барабана. Апсида перекрыта низким восьмигранным верхом. В интерьере срубы объединяются арками-вырезами. Небольшая деревянная колокольня поставлена к юго-востоку от церкви. Двухъярусная, каркасная, обшита тесом, с открытыми проемами верхнего яруса, завершена невысоким шатром. Ансамбль является интересным памятником украинского деревянного зодчества XVII в.

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1607 г
Переделана  в XVIII в. Реставрирована в 1954 г. Памятник является образцом характерного для Буковины архаичного «хатнего» типа. 339 Деревянный, трехсрубный с квадратным более широким центральным срубом и пятигранными апсидой и бабинцем. Накрыт высокой, крутой, гонтовой, скатной крышей, под которой скрыты низкие пирамидальные верхи срубов: западный — четырехгранный, восточный — восьмигранный и центральный — восьмигранный с заломом. Переход сруба в восьмерик перекрытия осуществляется при помощи плоских парусов. Высотно раскрытое внутреннее пространство объединяется фигурными арками-вырезами. Характерной особенностью подобных памятников является сильный вынос крыши и вход с южной стороны. На стене бабинца четко прослеживается стык старых бревен с позднейшей достройкой. Компактная композиция и нерасчлененность объемов придают сооружению монументальность при сравнительно небольших размерах. Памятник — старейший из дошедших до нас, один из лучших образцов деревянной архитектуры Буковины.

РАТУША, 1843—1847 гг.
(пл. Центральная, 1). 38 Построена по проекту архит. А. Микулича. При ее создании учтены традиции, сложившиеся в архитектуре сооружений этого типа. Здание в формах позднего классицизма, кирпичное, оштукатуренное, в плане квадрат с внутренним двором, трехэтажное с башней над северным крылом. Внутренняя планировка коридорная с односторонним расположением помещений. Слабо выступающие, подчеркнутые рустованными пилястрами ризалиты разнообразят плоскость боковых фасадов. Главный, северный, фасад акцентирован развитым центральным ризалитом. Мощная крытая аркада первого этажа несет дорический портик, образованный шестью каннелированными пилястрами, завершенными фризом и прямоугольным фронтоном. Памятник представляет образец гражданского общественного здания середины XIX в. Поставленный на центральной площади города, он играет существенную градостроительную роль, а вертикаль башни служит архитектурной доминантой всей окружающей застройки.
РЕЗИДЕНЦИЯ МИТРОПОЛИТА, 1864—1882 гг.
78 Построена по проекту и под руководством чешского архит. И. Главки. Возведена на месте старой усадьбы на холме над р. Прут. Огромный объем и сложность строительных и отделочных работ, широкое применение естественного камня и керамики потребовали организации карьеров в богатых известняком и песчаником приднестровских селах, создания в Черновцах кирпичного и керамического заводов и специальной школы мастеров. Ансамбль выполнен в стиле неоромантизма, с использованием мотивов и форм романского, византийского зодчества. Его композиция отличается четкой планировкой и ясным объемно* пространственным решением.

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1767 г.
(ул. Трояновская. 1). Поставлена на месте старой деревянной в урочище Церковь Рождества Богородицы. Вид с юго-востока. Дом для приезжих. Общий вид. План первого этажа. Горече на окраине города. Во время вражеских набегов использовалась как крепость, чем обусловлен оборонный характер здания — мощные толстые стены с боевой галереей вдоль второго яруса и узкими окнами. Памятник построен в стиле барокко, каменный, оштукатуренный. В плане представляет вытянутый прямоугольник с примыкающими с севера, юга и востока экседрами — большей апсидной и меньшими боковыми, образующими своеобразный трилистник, часто встречающийся в архитектуре Молдавии. Двухъярусный, завершен семью разновысокими главами, часть из которых декоративные. Фасады отличаются присущей архитектуре барокко динамикой расчлененных плоскостей, тонкой прорисовкой деталей вырезанных из известняка оконных наличников и дверных порталов. Вертикальную направленность движения дополняют креповки и пилястры с резными коринфскими капителями, профилированные карнизы, прорезанный рядом килевидных ниш, аттик на западном фасаде. Пирамидальный силуэт памятника подчеркивают стройные многоярусные главы. Разнообразие и свободная постановка их придают зданию особую живописность. Глубинное раскрытие внутреннего пространства усиливает трехарочная преграда, отделяющая переднюю часть нефа. Стены, купола и своды в интерьере покрывают фрески XVIII в., представляющие значительную художественную ценность. Памятник является примером буковинского зодчества XVIII в., в котором черты стиля барокко сочетаются с украинскими и молдавскими архитектурными традициями. Колокольня расположена в юго-восточной части подворья, деревянная, каркасная, квадратная в плане, двухъярусная, накрыта скатной крышей. Первый ярус обшит тесом, второй — открытый. Служит образцом деревянной архитектуры Буковины, представляет своеобразное сочетание в едином ансамбле деревянной и каменной построек.

СПИРИДОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1715 г.
Построена в с. Долишние Шеровцы, I теперь включенном в городскую черту. Позднее подвергалась перестройкам: переделан и увеличен притвор, растесаны окна, срубы обшиты тесом, утраченные кронштейны, поддерживаю- 343 щие вынос крыши, заменены деревянными столбами. Памятник является примером построек «хатне-го» типа, деревянный на каменном фундаменте! трехсрубный с квадратным в плане бабин-цем, немного более широким нефом и пятигранной апсидой. Под высокой крытой гонтом скатной крышей скрыты пирамидальные верхи срубов. Над крышей высится декоративная главка, сдвинутая к востоку вследствие перестройки, изменившей пропорции здания. Памятник — произведение буковинской школы народной деревянной архитектуры. Колокольня стоит к юго-западу от церкви, деревянная квадратная в плане, двухъярусная, каркасная, обшита тесом, с прорезями-голосниками в верхней части. Является примером постройки этого типа в украинской деревянной архитектуре.

ЗДАНИЕ ТЕАТРА , 1905 г.
[пл. Театральная, 1). Построено по проекту архитекторов Ф. Фелькне-ра и Г. Гельмера. Здание в стиле венского модерна, кирпичное, оштукатуренное, в плане — вытянутый прямоугольник. Плоскость фасадов разнообразят выступы ризалитов, украшают фигурные обрамления окон, декоративная лепка. В круглых нишах ризалитов поставлены бюсты выдающихся композиторов. Парадный центральный фасад наиболее декоративен. Его украшают барельефные композиции над входом и боковыми окнами. Центр подчеркнут ризалитом с двумя парами коринфских колонн, завершенным полукруглым фронтоном с лепкой, увенчанным скульптурной композицией. Зал перекрыт высоким граненым куполом со шпилем. В настоящее время здесь находится Украинский музыкально-драматический театр им. О. Кобы-лянской. Здание театра органически вписано в ансамбль площади, служит его архитектурным центром.

>>> Смотрите еще: памятники архитектуры Буковины
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1783 г.
(ул. Новоуспенская, 2). Построена в бывшем предместье города, Каличанке. Спиридоновская церковь. Вид с юга. Здание театра. Главный фасад. Успенская церковь в Калмчамкс. Вид с юго-востока. План. 344 Дворец Юстиции. Общий вид. Церковь Ивана Сучавского  с. Виженка. Вид с юга. Деревянная, на каменном фундаменте, трех-срубная с квадратным в плане бабмнцем, более широким центральным срубом и пятигранной апсидой. Накрыта очень высокой скатной крышей, свес которой поддерживают образованные выпусками верхних венцов бревен ступенчатые кронштейны. Западный и восточный срубы перекрыты срезанными четырехгранными пирамидальными верхами, центр — восьмигранным шатровым верхом с двумя заломами. В интерьере срубы объединены уступчатыми арками с фигурными вырезами по верхнему бревну. Памятник отличают своеобразные детали: сдвоен- ные окна в массивном профилированном обрамлении, ренессансные формы дверного наличника. Пропорциональное соотношение высоты срубов и крыши придает ему стройность. Памятник является типичным для Украины образцом деревянной архитектуры XVIII в
ЮСТИЦИИ ДВОРЕЦ, 1904-1906 гг.
Построен в стиле неоренессанса, кирпичный, цоколь облицован камнем, прямоугольный в плане с двумя квадратными внутренними двориками, четырехэтажный. Внутренняя планировка ко^ ридорная с односторонним расположением помещений. В центре парадный вестибюль с двухпролетной лестницей. Общая система построения фасадов, поэтажное членение, крупный руст облицовки, очертания окон, выступающий венчающий карниз являются стилизацией архитектурных форм флорентийских палаццо XV в. Горизонтальное членение выявлено междуэтажными поясками, вертикальное — слабо выступающими ризалитами. В подчеркивающих их высоких шатрах черепичных крыш, полихромных майоликовых вставках сказывается влияние архитектуры модерна. Главный вход акцентирован сильно выступающим ризалитом. К нему ведет парадная лестница с фигурами львов по сторонам. Памятник является примером архитектуры эклектики, интересным образцом общественного гражданского сооружения начала XX в.

Rambler's Top100 Украинский портАл

Правильний CSS!