Туризм и отдых в Карпатах
Біла КриницяКривчеФортеця у ХотиніМонастир у с. БанчениНаціональний університетФортеця
у Кам'янець-Подільському
Пам'ятки архітектури


ВИЖНИЦКИЙ район

ВИЖЕНКА,село. Координаты: 48.2204,25.1757
Ивана Сучавского церковь и колокольня, 1792 г.
По преданию построена взамен часовни на том месте, где были разбиты орды хана Батыя. Подвергалась перестройкам: пристроены небольшие помещения к апсиде и бабинцу, поднята крыша. Памятник принадлежит к группе построек гуцульской архитектурной школы, характерных для предгорных районов Буковины. Деревянная, на каменном фундаменте, трех-срубная, одноглавая. Бабинец и неф квадратные в плане, апсида — пятигранная. С юга примыкает небольшой прямоугольный объем, к бабинцу с запада пристроен тамбур. Церковь окружена широким опасением, стены обшиты гонтом. Завершена скатной крышей, выступающей над охваченным ею подшатровым восьмериком нефа. Над крышей невысокое шатровое завершение верха нефа с декоративной главкой. Такие же главки на коньке крыши над апсидой и бабинцем. Неф перекрыт традиционным в украинской деревянной архитектуре верхом — восьмерик на четверике, в 6а-бинце и апсиде — плоские потолки. В интерьере бабинец объединяется с высотно раскрытым пространством нефа фигурной аркон-вы-резом. В нефе устроены хоры. 345 В 1970 г. произведена реставрация. Колокольня построена в ансамбле с церковью к юго-западу от нее. Кирпичная, оштукатуренная, прямоугольная в плане с выступающим центральным ризалитом. Прорезана высокими арочными проемами, в которых подвешивались колокола. Накрыта невысокой крытой гонтом скатной крышей. По своей конструкции напоминает древнерусские звонницы, ее постановка традиционна для построек этого типа. Памятник — одно из лучших произведений деревянной архитектуры Украины XVIII в.

ВОЛОКА,село. Координаты: 48.333,25.543
НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1784 г.
Первоначально стояла близ г. Вашковцы. В начале XIX в. перенесена в с. Волока. При этом ее увеличили боковыми прирубками к нефу и удлинили бабинец. Деревянная, архаичного типа, усложненная позднейшими переделками, трехмастная с прямоугольными в плане срубами, накрыта высокой с большим выносом скатной крышей, под которой спрятано перекрытие оригинальной конструкции, напоминающей свод в каменных зданиях. Просторный интерьер сочетает высотный и глубинный принципы раскрытия пространства, 6а бинец и неф соединяет арка-вырез простой формы. Удачно найденное место на вершине холма усиливает монументальность композиции. Этому способствуют высокие, с уклоном внутрь, вертикально обшитые тесом стены срубов, крутые скаты крыши. Памятник — образец буковинской деревянной архитектуры XVIII в.

ГЛЫБОКСКИЙ район

БАЙРАКИ,село. Координаты: 48.1197,26.1170
 РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1646 г. том 4, стр.346
Принадлежит к группе распространенных на Буковине и в Молдавии памятников древнего типа, видимо, связанных с традициями гвлицкого зодчества. Кирпичная, оштукатуренная, трехчастная. В плане имеет форму трилистника с конхой апсиды и двумя конхами, вписанными в толщу колокольни с пристроенным к ней с юга небольшим тамбуром. Памятник впечатляет цельностью, нерасчлененностью объема, строгой сдержанностью облика. Стены гладкие, лишены декора, с раскрепованным карнизом и фризом из фигурных арок-ниш с росписью. Силуэт здания определяют колокольня и центральный купол над нефом, фланкируемый двумя декоративными главками над апсидой и притвором. Интерьер отличается высотным раскрытием пространства. Колокольня более поздняя, видимо, XVIII в., стоит отдельно к западу от церкви, служит 346 Николаевская церковь с. Волока. Вид с юга. Церковь Рождества Богородицы с запада. в с. Байраки. Вид Косьмодамианоаская церковь в с Вид с юго-запада. Белая Криница. Успенский собор старообрядцев в с. Белая Криница Вид с юга. входом на подворье. Кирпичная, оштукатурен ная, трехъярусная. Первый ярус прорезан аркой-проездом, углы подчеркнуты рустом. Второй и третий ярус членят ионические пилястры. Увенчана барочной формы главкой. Памятник является интересным образцом буко-винского зодчества XVII в.

БЕЛАЯ КРИНИЦА,село. Координаты: 47.9801,25.8847
КОСЬМОДАМИАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, XVIII—XIX вв.
Памятник имеет кирпичный оштукатуренный основной объем и деревянное завершение. Ее планово-пространственная структура в соответствии с местными украинско-молдавскими традициями повторяет древний тип трехмастного трехглавого храма. В плане состоит из квадратных нефа и притвора и полукруглой апсиды. С запада над притвором поставлена трехъярусная колокольня. Входы с юга, севера, запада оформлены открытыми арочными портиками. Фасады прорезаны высокими арочными окнами с перспективными наличниками, углы подчеркнуты лопатками. Стены опоясывает фриз с небольшими прямоугольными нишами и раскрепованный карниз. Здание завершается тремя деревянными главами. Над притвором и апсидой невысокие восьмерки, над нефом — высокий четверик, переходящий в восьмерик барабана. Главы с куполами и изящными декоративными луковками. Такое же завершение имеет квадратная в плане колокольня с восьмигранным верхним ярусом. Памятник является интересным образцом украинской архитектуры рубежа XVIII—XIX вв.
 УСПЕНСКИЙ СОБОР СТАРООБРЯДЦЕВ, 1900—1908 гг.
Построен по проекту архит. В. Клика. Для его строительства из Москвы были доставлены гранитные детали, поковки, литье, облицовочный материал. Над убранством интерьера работали резчики из Владимира и живописцы Палеха. Сооружение кирпичное, крестовое в плане, пя-тикупольное с примыкающей с запада четырехъярусной колокольней. В его отделке применен резной камень, многоцветная керамическая мозаика, глазурованный облицовочный кирпич. Служит образцом эклектической архитектуры, в решении декоративного образа активно использованы детали русского зодчества XVI—XVII вв., кокошники, бусины, поребрик. В облике памятника отразилось популярное на рубеже XIX—XX вв. неорусское направление стиля модерн.

БУКОВКА,село. Координаты: 48.0492,26.0996
ДМИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, XVIII в.
Деревянная, на каменном фундаменте, повторяет характерный для этого района тип трехмастного, безверхого храма. Все срубы квадратные в плане, неф и бабинец равны по ширине, к бабинцу пристроена квадратная в плане двухъярусная каркасная колокольня. Восьмигранный срезанный пирамидальный верх перекрывает неф, в апсиде и бабинце — плоский потолок. В интерьере пространство срубов объединяют фигурные арки-нырезы. Теперь четырехскатная крыша покрыта жестью, а стены обшиты те- Дмитриевская церковь в с. Буковка. Вид с юго-запада. Успенская церковь в с. Великая Буда. Вид с юго-запада. сом, что зрительно изменяет внешний облик памятника. От более ранних построек этой группы его отличают иные пропорциональные соотношения высоты срубов и упрощенная форма кронштейнов, поддерживающих вынос крыши. Памятник представляет образец буковинской деревянной архитектуры XVIII в., унаследовавшей традиции предыдущих эпох.

ВЕЛИКАЯ БУДА,село. Координаты: 48.1555,26.0873
 УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1794 г.
Кирпичная, оштукатуренная, ее композиционно-пространственная схема включает основные черты, выработанные украинско-молдавским зодчеством на основе древних византийских и галицко-волын-ских традиций: трехчастная в плане, с граненой снаружи (влияние традиций деревянной архитектуры) и полукруглой внутри апсидой и боковыми ризалитами. В их толщу вписаны конхи с невысокой монолитной с ней колокольней с запада и пристроенным к ней с юга тамбуром входа. Накрыта общей скатной крышей, над которой слегка выступает четверик нефа, несущий высокий изящный восьмерик барабана купола, поставленный на своеобразное многогранное звездчатое основание. Апсида и притвор перекрыты полуциркульными сводами, в интерьере доминирует высотный принцип раскрытия пространства. Облик памятника прост и компактен, гладкие лишенные декора стены членит горизонтальный рас- 348 Крестовоэдвмжеиская церковь в с. Верхние Смневцы. Вид с юго-востока. крепованный поясок, завершает ряд крупных медальонов. Памятник является произведением буковинского зодчества XVIII—XIX вв.

ВЕРХНИЕ СИНЕВЦЫ,село. Координаты: 48.0174,26.1152
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1790 г.
Характерный для Буковины образец «жатнего» типа. Спиридоновская церковь в г. Герца. Вид с юго-востока. Благовещенская церковь в с. Крупямском. Вид с юго-запада. Деревянная, на каменном фундаменте, трех-срубная с квадратными в плане бабинцем, более широким нефом и пятигранной апсидой. Высокая скатная крыша над апсидой, повторяющая граненую форму сруба, скрывает перекрытия срубов: плоское четырехгранное пирамидальное — над бабинцем, восьмигранное с заломом — над нефом и низкое восьмигранное— над апсидой. Сильный вынос крыши поддерживают традиционные кронштейны-выпуски бревен. Значительная высота срубов, вертикально обшитых тесом, придает зданию монументальность. В ансамбле с церковью к юго-западу от нее стоит деревянная каркасная, обшитая тесом, двухъярусная колокольня.^ Памятник является образцом деревянной архитектуры буковинской школы XVIII в.

ГЕРЦА,город. Координаты: 48.1506,26.2612
СПИРИДОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1807 г.
Кирпич- < ная, оштукатуренная в плане — трилистник с  большой граненой снаружи апсидой и двумя боковыми ризалитами, в толщу которых вписаны конхи. Отличительной особенностью памятника является четвертая конха, устроенная в западной стене нефа. С запада к основному объему примыкает невысокая квадратная в плане колокольня. Пристроенный к ней с юга небольшой тамбур входа характерен для культового зодчества Буковины. Над крышей возвышается четверик нефа, переходящий в высокий восьмигранный барабан купола. Простые, лишенные декора стены членит на два яруса поясок. Облик здания прост и компактен. В интерьере доминирует высотный принцип раскрытия пространства. Памятник является произведением буковинского зодчества, его планово-пространственная композиция и образный строй выдержаны в русле украинско-молдавских традиций.

КРУПЯНСКОЕ,село. Координаты: 48.1624,26.0741
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНИ 1772 г.
Позднее под нее подведен фундамент, | крыша покрыта жестью. Представляет образец распространенных на Буковине церквей бескупольного типа, деревянная на каменном фундаменте, трехсрубная. Имеет прямоугольный в плане неф, более широкий, чем пятигранные апсида и бабинец. Неф перекрыт восьмигранным срезанным пирамидальным верхом с заломом, апсида и бабинец — невысокими пирамидальными срезанными верхами. Перекрытия срубов спрятаны под высокой, вдвое выше стен четырехскатной крышей. На южной стене нефа сохранились фрагменты темперной живописи. Интерьер отличается глубинным раскрытием внутреннего пространства. Особую выразительность памятнику придают массивные дубовые брусья срубов, живописный характер врубки и резные коньки, завершающие мощные кронштейны выноса крыши — мотив, излюбленный в народном искусстве. Колокольня расположена к югу от церкви, прежде служила входом на подворье. Квадратная, в плане. Первый ярус каменный, оштукатуренный, со сквозным арочным проходом, второй — каркасный деревянный. Памятник характерен для буковинской школы деревянной архитектуры XVIII в.

ЛУКОВИЦА,село. Координаты: 48.1931,26.0505
ДМИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ВОРОТА С КОЛОКОЛЬНЕЙ, 1757 г.

Памятник представляет об- | разец построек архаичного бескупольного типа. Деревянная, трехсрубная, с пятигранной в плане апсидой, квадратным нефом и равным ему по ширине пятигранным бабинцем. Бабинец пе- 349 Дмитриевская церковь в с. Луковица. Вид с юго запада. Ворота с колокольней Дмитриевской церкви в с. Луковица. Вид с севера. рекрыт низким срезанным четырехгранным пирамидальным верхом, апсида — восьмигранным, неф — восьмигранным с заломом. Снаружи перекрытия спрятаны под высокой, почти вдвое выше срубов, четырехскатной, крытой гонтом крышей. Вынос крыши поддерживают ступенчатые кронштейны, образованные выпусками бревен верхних венцов срубов. В интерьере помещения объединяются фигурными арками-вырезами. Ворота с колокольней включены в ограду. Каменное, оштукатуренное, прямоугольное в плане сооружение. Глухой первый ярус прорезан сквозным проходом, второй — тремя арками. Накрыто невысокой четырехскатной крышей. Памятник — одно из наиболее ярких произведений букоеинской школы украинской деревянной архитектуры.

МАЛАЯ БУДА,село. Координаты: 48.1642,26.1074
ВСЕХСВЯТСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1818 г.
Кирпичная, оштукатуренная, относится к типу трехчастного бескупольного храма, распространенного на Буковине в первой четверти XIX в. Отличается компактной планово-пространственной структурой, в ней отчетливо проявились типичные черты украинско-молдавского зодчества: трехлепестковая форма плана, включенная в общий объем невысокая колокольня, возвышающаяся над единой скатной крышей. По верху гладких, простых, лишенных декора стен тянется фриз из заполненных росписью фигурных ниш, 350 Всехсвятская церковь в с. Малая Вуда. Вид с юго-востока. в живописи которого использованы орнаментальные мотивы народных вышивок. Перекрытия полуциркульные, в интерьере доминирует глубинный принцип раскрытия внутреннего пространства. Памятник отличается цельностью объема, сдержанной выразительностью облика; характерным пример буковинского зодчества XVII—XIX вв. Успенская церковь в с. Могилевка. Вид с юго-востока. Архангельская церковь в с. Петрашовка. Вид с юго-запада.

МОГИЛЕВКА,село. Координаты: 48.1423,26.2763
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, XVII в.
Кирпичная, оштукатуренная, трехмастная, состоит из квадратного в плане нефа, к которому примыкает небольшой прямоугольный притвор и полукруглая апсида. Массивный четверик нефа завер- шается восьмериком барабана с куполом. Композиционная схема проста и лаконична. Гладкие, лишенные декора стены завершает раскрепо- ванный карниз. В интерьере доминирует глубинный принцип раскрытия пространства. Плоский потолок нефа прорезан восьмигранником светового барабана. Памятник сохраняет традиционную для украинского зодчества планово-пространственную структуру.

ПЕТРАШОВКА,село. Координаты: 48.1019,26.1019
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 1663 г.
Деревянная на каменном фундаменте, трехсрубная, состоит из пятигранных в плане бабинца и апсиды и квадратного, более широкого нефа. С юга к бабинцу пристроен небольшой квадратный в плане обшитый тесом тамбур. Невысокий срезанный пирамидальный четырехгранный верх нефа спрятан под высокой четырехскатной крышей, сильный вынос которой поддерживают мощные ступенчатые кронштейны-выпуски брусьев верхних венцов срубов. В интерьере помещения объединяются фигурными арками-вырезами. Памятник отличается приземистыми пропорциями, низким срубом из огромных дубовых брусьев (всего пять венцов в высоту) и очень высокой, вдвое выше стен, крышей. Декоративным элементом служат фигурные кронштейны и характер врубки. Вход на подворье — через первый ярус деревянной, каркасной, двухъярусной колокольни с северо-запада от церкви. Памятник является произведением буковинской школы деревянной архитектуры Украины XVII в.

ПОДВАЛЬНОЕ,село. Координаты: 48.1356,26.1435
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1561 г
Подверглась значительным переделкам: исчезли выпуски венцов и свес крыши, бревна спрятаны под штукатуркой, окна растесаны. Памятник является одним из самых древних образцов церквей архаичного бескупольного типа. Деревянная, оштукатуренная, трехчастная с гра- Крес ювоздвмженская церковь с севера. в с. Подвальное. Вид 351 немой а плане апсидой и равными по ширине прямоугольными нефом и бабинцем. Накрыта скатной, крытой гонтом крышей, под которой спрятан восьмигранный пирамидальный верх над нефом. Интерьер отличается высотным раскрытием пространства. Сохранились образцы деревянной позолоченной резьбы и живописи XVII—XVIII в. Памятник — один из лучших образцов буковин- ской школы.

ПОЛЯНА,село. Координаты: 48.054,26.1139
НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1618 г.
В 1922 г. подведен каменный фундамент. Памятник представляет наиболее архаичный образец буковинских церквей бескупольного типа. Деревянная, трехсрубная. Все срубы равны по ширине, в плане бабинец и неф квадратные, апсида граненая. Накрыт высокой четырехскатной крытой гонтом крышей, скрывающей перекрытия срубов. Сильный вынос крыши поддерживают мощные ступенчатые кронштейны-выпуски верхних венцов срубов, украшенные порезкой. Пересекаясь на гранях апсиды, они образуют своеобразные арки. Бабинец перекрыт четырехгранным срезанным пирамидальным верхом, апсида — низким восьмигранным верхом, а неф — восьмигранным верхом с заломом. Переход от четверика сруба к восьмиграннику верха осуществлен с помощью плоских угловых парусов. В интерьере срубы объединяются арками-вырезами, украшенными несложной резьбой. Сохранился образец деревянной резьбы XVII в. Приземистый монументальный облик здания подчеркивают очень крупные дубовые брусья срубов, нерасчлененность объема придает ему сходство с обычной деревенской хатой. Колокольня включена в кольцо деревянной ограды, служит главным входом на территорию комплекса. Деревянная, квадратная в плане, двухъярусная, каркасная. Памятник является наиболее древним образцом буковинской школы украинской деревянной архитектуры.

ТЕРНАВКА,село. Координаты: 48.1220,26.2216
ДМИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1811 г.
Кирпичная, оштукатуренная. Относится к группе распространенных на Буковине и в Молдавии грех-частных, бескупольных храмов с включенной в общий объем невысокой колокольней. Характерной особенностью памятника является постановка колокольни не с запада от притвора, а между ним и нефом. В плане представляет вытянутый прямоугольник с полукруглой апсидой и выделенным на фасаде небольшими ризалитами нефом. Над скатной крышей высится квадратный в плане ярус колокольни, завершенный куполом в форме колокола. Плавные ли* нии силуэта подчеркивают скругленные углы. Гладкие, лишенные декора стены завершает фриз из фигурных ниш. 352 Николаевская церковь в с. Поляна. Вид с северо-запада. Дмитриевская церковь в с. Тврившкв. Вид с юго запада. Интерьер представляет единое нерасчленен-ное, глубинно раскрытое пространство. Памятник является образцом буковинского зодчества, развивавшегося на основе архитектурных традиций XVI—XVIII Архангельска цвркошь . с. Цур.нь. Вид с юго-шо-

ЗАСТАВНОВСКИЙ район

ВАСИЛЕВ,село. Координаты: 48.6055,25.8433
РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ, 1835 г.
Археологическая экспедиция Черновицкого краеведческого музея под руководством Б. А. Ти-мощука в 1958 г. в юго-восточной части села обнаружила фундаменты древней церкви первой половины XII в. На основании исследований участник экспедиции Г. Н. Логвин разработал реконструкцию памятника. Это довольно большой крестовокупольный, четырех- Церковь Рождестша Богородицы в с. Василек. Вид с северо-запада.

ВЕРЕНЧАНКА,село. Координаты: 48.5472,25.7408
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1794 г.
Относится к поздним постройкам «хатнего» типа. Деревянная, на каменном фундаменте, трех-частная, безверхая, но с декоративной главкой над нефом. Все срубы квадратные в плане, неф лишь немного шире бабинца и апсиды. Высокая скатная, крытая гонтом крыша скрывает невысокие срезанные пирамидальные перекрытия срубов. Большой вынос крыши поддерживают ступенчатые кронштейны-выпуски верхних венцов срубов. Пропорциональное соотношение высоких обшитых тесом стен срубов и крутой кровли характерны для памятников конца XVIII в. В решении интерьера сочетают* ся принципы глубинного и высотного раскрытия пространства. В памятнике нашли яркое отражение традиционные приемы буковинской народной деревянной архитектуры.

ЗВЕНЯЧИН,село. Координаты: 48.627,25.7315
РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ, 1797 г.
99 Кирпичная, оштукатуренная, представляет тип трехчастного одноглавого культового сооружения с включенной в один объем колокольней с запада и входом с южной стороны. В плане состоит из прямоугольных притвора и нефа и полукруглой апсиды. Гладкие лишенные декора стены прорезаны высокими арочными окнами. В композиции доминирует вертикаль. Высоту стен подчеркивают плоские лопатки по углам, крутой подъем крыши. В центре над скатной крышей возвышается восьмигранный вытянутый барабан главки с пирамидальным завершением. Его грани украшают несколько рядов плоских арочных ниш — мотив, широко распространенный в архитектуре Буковины и Молдавии. Мощная квадратная, двухъ- 354 Успенская церковь • с. Веренчанка. Вид с юго-востока Церковь Рождестве Богородицы в с. Звемячин. Вид с юго-востока. ярусная колокольня напоминает дозорные башни оборонного зодчества. В интерьере также господствует высотный принцип раскрытия пространства. Притвор перекрыт полуциркульным сводом, апсида — конховым. Коробовый свод нефа в центре прорезан восьмигранником светового фонарика. Сохранилась роспись XIX в. Объемно-пространственная композиция, пропорциональный строй, скромный облик памятника характерны для архитектуры Буковины XVIII—XIX вв.

КРЕЩАТИК,село. Координаты: 48.6233,25.743
ИОАННО-БОГОСЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1765-1768 гг.
Каменная, оштукатуренная. Ее композиционная схема строга и лаконична. Квадратный в плане основной объем с востока закруглен апсидой. Из южной стены притвора выступает невысокая массивная башня колокольни. Своеобразие рельефа обусловило необходимость дополнительных опор. Эту функцию Деталь Иоанно-Богослошской церкви • с. Крещатик Вид с юго-запада. Колокольня Успенской церкви • с. Кулввцы. Общий • ид. II Дворец • с. Окно. Общий вид. выполняют контрфорсы, с юга и запада укрепляющие колокольню и с севера — апсиду. Церковь накрыта скатной крышей, под которой скрыты купольные перекрытия притвора и нефа и конха апсиды. Гладкие лишенные декора стены оживляют профилированные тяги карниза. Обрамленный архивольтом арочный вход во второй ярус колокольни связан с соседней террасой живописным мостиком. В интерьере памятника сохранились росписи рубежа XIX—XX вв. Часовня, XVII в. Поставлена на нижней террасе. Пострадала во время первой мировой войны. При восстановлении в 1918 г. получила теперешний облик, несколько отличный от первоначального. Каменная, оштукатуренная, с деревянным завершением. Повторяет характерный для украинского зодчества тип трехчастного храма с одним верхом и колокольней над притвором, но продольная ось здания ориентирована на север, что продиктовано рельефом местности. Накрыта скатной, крытой гонтом крышей с большим выносом на выступах балок, как в большинстве деревянных церквей Буковины. Часовня завершена деревянным, крытым гонтом верхом, представляющим восьмерик на четверике, завершенный главкой с перехватом у основания. Завершение колокольни — своеобразная скатная с заломом крыша, увенчанная двухъярусной восьмигранной башенкой. Ансамбль памятника представляет оригинальный образец украинского зодчества XVII—XVIII вв.

КУЛЕВЦЫ,село. Координаты: 48.6356,25.8276
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1779 г.
Относится к группе церквей бескупольного типа. Деревянная, на каменном фундаменте, укреплена каменными контрфорсами. Трехсрубна*, безверхая, в основе — архаичная схема трех прямоугольных в плане, вытянутых по продольной оси срубов, из которых неф несколько шире остальных. Вход с юга. Высокая скатная с большим выносом крыша скрывает срезанные пирамидальные четырехгранные перекрытия срубов. Вынос кровли устроен на оригинальной формы кронштейнах. Интерьер отличается глубинным раскрытием пространства. Его главным художественным акцентом является живопись в стиле барокко. Колокольня расположена к западу от церкви, деревянная, двухъярусная, нижний ярус оштукатурен, укреплен контрфорсом, второй меньший — каркасный. Завершена высокой шатровой кровлей. Ансамбль памятника —интересное ПрОММД* ние деревянной архитектуры Буковины XVIII в.

ОКНО,село. Координаты: 48.5716,25.9716
ДВОРЕЦ, 1809 г.
Здание кирпичное, оштукатуренное, асимметричное в плане, двухэтажное. Усложнен облик лицевого фасада. Грани углового эркера переходит в плоскость эавершвм- 355 него щипцами ризалита. Отступающая вглубь арочиая галерея первого этажа дополняется аркой-проходом в первом ярусе поставленной над углом квадратной башни, зубчатое завершение которой возвышается над всем зданием. Живописность усиливает разнообразный ритм окон. Более просто решены боковые и парковый фасады. Первоначальная внутренняя планировка не сохранилась. Сложная композиция и многообразие объемов придают зданию романтический облик, стилизованный в формах средневековой замковой архитектуры. Памятник представляет особую ценность как единственное сохранившееся на Буковине гражданское сооружение начала XIX в.
ИОАННОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1826 г.
Кирпичная, оштукатуренная, относится к группе бескупольных церквей, распространенных на Буковине в первой четверти XIX в. Прямоугольная в плане, с полукруглой апсидой и боковыми выступами ризалитов нефа, трехчастная, с притвором с запада. Накрыта скатной крышей с сигнатуркой в центре. Гладкие лишенные членений плоскости стен оттеняют плоские лопатки, профилированные архивольты проемов, карнизные тяги. Объемы перекрыты полуциркульными сводами. Интерьер отличается глубинным принципом раскрытия пространства. В интерьере сохранилась живопись в стиле барокко. Памятник представляет образец культового зодчества Буковины, развивавшегося на основе архитектурных традиций древнерусской и галиц-кой архитектуры.

РЕПУЖИНЦЫ,село. Координаты: 48.6556,25.7948
ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1791 г.
Кирпичная, оштукатуренная. В плане повторяет тип трех-частной, трехконховой купольной церкви. Отличается цельностью, нерасчлененностью покрытого общей крышей объема. Над центром поднимается своеобразный деревянный восьмигранный верх с шатровым завершением. Строгая простота лишенных декора стен усиливает монументальный характер памятника. Коробовый свод притвора, купол нефа и конхи апсиды опираются на мощные толстые стены. В притворе сохранились росписи XVIII в. Колокольня поставлена к юго-западу от церкви. Над входом вырезана датирующая надпись. Кирпичная, оштукатуренная, прямоугольная в плане. Мощный, монументальный двухъярусный объем венчает невысокий деревянный ярус с открытой арочной аркадой, завершенный шатровой крышей. Во второй ярус ведет наружная лестница. Памятник представляет образец зодчества XVIII в. буковинской школы, развивавшегося на основе древнерусской архитектуры в тесном сотрудничестве с традициями Молдавии.

ТУРЯТКА,село. Координаты: 48.0411,26.1432
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1796 г. Оштукатурена во время
ремонта, что существенно изменило внешний вид. Относится к группе распространенных в этом районе построек «хат-него» типа. Деревянная, на каменном фундаменте, оштукатуренная, трехсрубная, повторяет архаичный тип с квадратным в плане бабинцем и несколько более широким нефом и пятигранной апсидой. Высокая крытая гонтом скатная крыша завершена по коньку двумя декоративными главками над бабинцем и апсидой и световой — над нефом. Под крышей прячутся невысокие пирамидальные срезанные верхи нефа и бафин-ца, в котором устроены хоры. Пропорциональные соотношения высоты срубов и крыши приближают здание к группе памятников XVII в. Памятник является примером буковинской архитектурной школы XVIII в. 353 столпный храм с тремя апсидами — местный 6у-ковимский вариант галицкого архитектурного стиля. Кирпичная, оштукатуренная. Объемно-пространственная композиция представляет характерный для Буковины тип трехконхового бес-купольного храма с включенной в общий объем двухъярусной колокольней и небольшим тамбуром-входом с запада. Накрыта скатной крышей, неф перекрыт коробовым сводом, апсида и боковые экседры — конховым. Гладкие лишенные декора стены прорезаны полуциркульными окнами, завершены раскрепован-ным карнизом. Второй ярус колокольни украшают резные обрамления оконных проемов и профилированный поясок, образующий над ними своеобразный треугольный фронтон. Колокольня увенчана декоративной главкой. В интерьере доминирует глубинный принцип раскрытия единого нерасчлененного пространства. Памятник является интересным примером украинской архитектуры XIX в., унаследовавшей традиции древнерусского зодчества.
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1718 г.
Кирпичная, оштукатуренная, одна из старейших бескупольных церквей Буковины. Прямоугольная в плане, с полукруглой апсидой, выступами боковых ризалитов нефа и примыкающей с запада двухъярусной колокольней. Гладкие стены прорезаны полукруглыми нишами, углы подчеркнуты плоскими лопатками, завершены профилированными карнизными тягами. Над скатной крышей возвышается четверик колокольни, завершенный барочным куполом с четким перехватом у основания. Объемы перекрыты полуциркульными сводами, интерьер представляет единое нерасчлененное пространство. В притворе устроены хоры. Памятник представляет характерный пример буковинского зодчества XVIII—XIX вв.

КИЦМАНСКИЙ район

БЕРЕГОМЕТ,село. Координаты: 48.3679,25.6871
НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1786
Иолнновская церковь в с. Окно. Вид с юго-востока. Покровская церковь запада. в с. Репужммцы. Вид с юго- 1786 г. По мнению исследователей, бабинец более старый, второй половины XVII в. Памятник служит примером характерных для Буковины построек «хатнего» типа. Деревянная, трехсрубная. В плане приближается к архаичным образцам с граненой апсидой и квадратными, почти одинаковыми по ширине центром и бабинцем, но в отличие от большинства, только центр перекрыт невысоким восьмигранным верхом, спрятанным под высокой четырехскатной крытой гонтом крышей. Николаевская церковь в с. Берегомет. Вид с юго-за пада. Успенская церковь • с. Валява. Вид с северо-запада Завершается тремя декоративными главками по коньку крыши, центральная из которых большая двухъярусная. Интерьер отличается глубинным раскрытием пространства. В бабинце сохранилась настенная темперная роспись XVII в., по своей манере близкая к росписям церкви св. Юра в Дрогобыме. От более ранних образцов памятник отличает значительная высота срубов, иные пропорциональные соотношения. Колокольня построена в XVIII в., поставлена в юго-западной части комплекса. Деревянная, квадратная в плане, двухъярусная. Первый ярус рубленый с поддашием, второй — открытая галерея. Завершена невысокой шатровой крышей. Памятник характеризует этап развития украинской деревянной архитектуры на Буковине.

ВАЛЯВА,село. Координаты: 48.4342,25.8395
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1778 г.
В XIX в. под нее подведен каменный фундамент, стены обшиты тесом, гонт заменен жестью. Эти переделки значительно исказили первоначальный облик памятника. Деревянная, на каменном фундаменте, в основе — архаичный тип трехчастной церкви с квадратными в плане срубами, накрытыми высокой с большим выносом скатной крышей, скрывшей невысокие срезанные пирамидальные верхи бабинца и апсиды. Но в отличие от классических образцов этого типа, более развитый верх нефа прорезает массив крыши, выступая из нее широким четвериком, который переходит в восьмерик с невысоким шатровым увенчанным главкой завершением. Цельный массив срубов, высокие с уклоном вертикально обшитые стены, крутые скаты кровли, продолженные гранями шатра, создают пирамидальный силуэт. Но в интерьере, несмотря на развитый верх нефа, еще преобладает глубинное раскрытие пространства. В бабинце устроены хоры. Колокольня построена в XIX в., расположена к югу от церкви, деревянная/ двухъярусная, каркасная, обшита тесом. Во втором ярусе устроена открытая аркада для звонов. Широкий междуярусный залом и невысокая шатровая крыша крыта гонтом. Во втором, меньшем, прорезаны голосники. Колокольня характерна для украинской деревянной архитектуры XVIII— XIX вв. Памятник представляет образец культовой постройки переходного этапа от «хатнего» типа к купольному.

ГЛИНИЦА,село. Координаты: 48.3341,25.7039
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1786 г.
Каменная, ош-тукатурвнная, трехмастная, бескупольная. В пла-не трехконховая, с большей конхой апсиды и двумя меньшими боковыми образует характерную для зодчества Буковины и Молдавии форму трилистника. Типичным для буковинского зодчества является и невысокая колокольня над западным притвором. Фасады оформлены лопатками, пилястрами и нишами. Простыв лаконичные формы, пропорциональный строй памятника создают впечатление монументальности. В интерьере от нефа отделяется аркой. Притвор 357 перекрыт полуциркульным сводом, неф — крестовым, апсида — конховым. Памятник представляет образец зодчества Буковины XVIII в., продолжающего древнерусские и местные украинско-молдавские архитектурные традиции.

ДУБОВЦЫ,село. Координаты: 48.3586,25.7148
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, конец XVII в.
Перестроена в 1782 г. (надпись на наличнике двери в бабинце). По местным преданиям, она перенесена из с. Глиницы на правом берегу р. Прут. Подворье окружено крытой гонтом оградой с массивными воротами. Относится к группе памятников гуцульской архитектурной школы. Деревянная, трехсрубная, одноглавая. Срубы квадратные в плане, окружены опасением, вход устроен с юга. Над нефом высится восьмигранный, шатровый с перехватом верх, завершенный декоративной главкой. Апсида и ба-бинец акцентированы маленькими декоративными главками над коньком крыши. Расположенный на равнинной местности памятник отличается приземистым, как бы распластанным силуэтом. Этому способствуют крупные бревна нижней части срубов, большой вынос опаса-ния и поддерживающие его мощные ступенчатые кронштейны — выпуски венцов по всей высоте срубов. Впечатление усиливает раздробленное заломами завершение. Бабинец и апсида перекрыты плоскими потолками. В контрасте с ними сложная форма верха, перекрывающего неф. Невысокий срезанный пирамидальный четверик, заламываясь, переходит в восьмерик и завершается низким восьмигранным шатром с перехватом у основания. Перепады заломов подчеркивают динамику высотно раскрытого внутреннего пространства. Из ба-бинца в неф ведет фигурная арка-вырез. Колокольня построена отдельно от церкви с западной стороны. Она типична для украинской народной архитектуры. Деревянная, квадратная в плане, двухъярусная, четверик на четверике, нижний ярус — рубленый, верхний — открытый каркасный. Памятник является произведением народных мастеров, в нем органически сочетаются архитектура, резьба и живопись.

ИВАНКОВЦЫ,село. Координаты: 48.4553,25.6695
РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ. 1794 г.
Относится к группе поздних построек архаичного бескупольного типа. Деревянная, на каменном фундаменте, трехчаст-ная, безглавая. Композиционная схема характерна для этого типа: прямоугольные в плане бабинец и незначительно расширенный неф, пятигранная апсида. Вход устроен с юга. Накрыта высокой скатной, с большим выносом крышей, под которой скрыты невысокие срезанные пирамидальные перекрытия срубов. Цельный, сла- 358 Успенская церковь в с. Глиница. Вид с юго-запада, Успенская церковь и колокольня в с. Дубовцы. Вид С запада. Церковь Рождества Богородицы • с. Иванковцы. Вид с юго-востока. Вознесенская церковь в пгт лужаны. Ьид с северо-востока. бо расчлененный массив срубов, высокая крутая крыша создают впечатление монументальности, крупномасштабности здания. В интерьере применен принцип глубинного раскрытия пространства. Памятник —произведение буковинских маете-ров, характерный образец украинской деревянной архитектуры XVIII в., основанной на народных традициях.

ЛУЖАНЫ,пгт. Координаты: 48.3636,25.7669
ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1453—1455 гг.
Служила одновременно крепостью. В XV в. был перестроен западный фасад. В конце XVIII в. к нему сделана деревянная пристройка. В XIX в. увеличены проемы в западной стене, построена деревянная колокольня. Сооружение построено из известняка, оштукатурено, к нему с запада примыкает деревянная на каменном фундаменте, обшитая тесом пристройка. Трехчастное, с прямоугольным, одной ширины нефом и притвором, граненой снаружи и полукруглой внутри апсидой, бес-купольное. Притвор и неф перекрыты полуциркульными сводами, апсида — четеертьсфери-ческая. Здание накрыто скатной крышей с тремя декоративными главками позднего происхождения. В интерьере притвор от нефа отделяется аркой. В интерьере сохранились фресковые росписи XV в., включающие светские сюжеты. В колорите преобладают мягкие пастельные тона, в живописи ясно видна связь с древнерусским искусством. Колокольня постровна в XIX в. в юго-западной части подворья, деревянная, двухъярусная, каркасная, обшитая тесом, четверик на четверике. Памятник представляет простейший образец бескупольных каменных храмов Буковины. Его компактная планово-пространственная структура сохраняет традиции древнерусского зодчества.

НИЖНИЕ СТАНОВЦЫ,село. Координаты: 48.3022,25.5515
НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1794 г.
Образец простейшего одноглавого храма. Деревянная, трехчастная. Композиционная схема повторяет архаичный «хатний» тип с квадратными в плане бабинцем и чуть более широким нефом, с пятигранной апсидой. Обладает традиционными чертами этого типа: высокой с большим выносом скатной крышей, скрывающей Никола*.ск« ц.рко.ь • с. Нижми. Ст.но.цы. Вид с юге. 359 Николаевская церковь § с. Нижние Становцы. Плди. низкие верхи боковых срубов, входом с южной стороны. В центре возвышается небольшой восьмерик с шатровым завершением. Это характеризует памятник как переходное звено от бес-купольных к более сложным купольным храмам. В интерьере низкие срезанные пирамидальные перекрытия бабинца и апсиды подчеркивают высотное раскрытие пространства нефа, завершенного развитым восьмериком верха. Памятник является интересным образцом этапа развития культовой деревянной архитектуры Украины. Колокольня поставлена к юго-востоку от церкви, традиционная для украинской культовой архитектуры, деревянная, квадратная в плане, двухъярусная, каркасная с междуярусным заломом и четырехскатной крышей.

ОРШЕВЦЫ,село. Координаты: 48.4276,25.627
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1850 г.
Образец гуцульской архитектурной школы. Деревянная, на каменном фундаменте, трех-срубная, одноглавая. В основе — классическая композиционная схема: квадратные в плане бабинец и неф, пятигранная апсида. Нижняя открытая часть срубов защищена широким опа-санием на кронштейнах — выпусках верхних венцов срубов. Гонт, обшивавший верхнюю часть стен и верх, заменен жестью. Накрыта высокой двускатной крышей с фронтонами на западном и восточном фасадах, под которой скрыты невысокие срезанные пирамидальные верхи, перекрывающие бабинец и апсиду. Над крышей возвышается верх нефа — низенький четверик, на котором восьмерик, увенчанный развитым шатром, перепоясанным у основания и завершенным декоративной луковичной главкой. Массивный слабо расчлененный объем срубов подчеркивает динамичные заломы завершения. Уклон стен внутрь, ступенчатый силуэт усиливают пирамидальный характер композиции. Развитый верх нефа способствует высотному раскрытию внутреннего пространства. Колокольня поставлена к юго-западу от церкви, деревянная, двухъярусная, каркасная, с развитым опасением в первом ярусе и арочной галерейкой в меньшем — втором. Завершена своеобраз- 360 Успенская церковь в с. Оршевцы. Вид с северо-вос тока. Комстантиновская церковь в с. Ошихлебы. Вид с юго-востока. ным барочной формы верхом с перехватом у основания. Одна из наиболее интересных колоколен Буковины. Памятник представляет классический образец буковинского купольного храма. Церковь Рождества в с. Шипинцы. Вид с севере востока. Троицкая церковь в с. Магала. Вид с востока

ОШИХЛЕБЫ,село. Координаты: 48.4253,25.7062
КОНСТАНТИНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1779 г.
Представляет образец культе-вых построек гуцульской школы. Деревянная, трехсрубная, одноглавая, бабинец и неф квадратные в плане, апсида пятигранная. Нижняя открытая часть стен защищена широким опасанием на ступенчатых кронштейнах — выпусках верхних венцов срубов. Стены над опасанием и верх обшиты гонтом. Накрыта высокой скатной крышей, скрывающей низкие, в виде усеченных четырехгранных пирамид перекрытия апсиды и бабинца. В нее врезан широкий верх нефа — восьмерик на четверике, увенчанный невысоким шатровым завершением с маковкой. Такие же декоративные маковки акцентируют боковые срубы. Сильный вынос опасания, слабо расчлененный массив срубов создают впечатление монументальности памятника. В интерьере из бабинца в неф ведет простая по форме арка-вырез. Высотное раскрытие пространства нефа усиливается заломами граней верха и парусов. Колокольня поставлена с северо-запада от церкви, включена в ограду. Деревянная, квадратная в плане, двухъярусная, каркасная, второй ярус меньший, отделен от первого широким заломом. Во втором ярусе, накрытом шатровой крышей,— низкая галерея-аркада. Памятник представляет образец деревянной архитектуры одной из школ, распространенных на Буковине в XVIII в.

ШИПИНЦЫ,село. Координаты: 48.3776,25.7499
РОЖДЕСТВА ЦЕРКОВЬ, 1812 г.
Каменная, оштукатуренная, трехчастная, бесстолпная, беску-польная, трехконховая в плане, с невысокой, с барочным завершением колокольней над западным притвором. Основной объем перекрыт крестовым сводом. Церковь накрыта высокой скатной, крытой черепицей крышей. Фасады отличаются свойственной буковинскому зодчеству мягкой пластикой стен. Они завершаются фризом из небольших ниш и рядом поребрика — традиционным мотивом местной архитектурной школы. В интерьере неф отделен от притвора аркой. Единое внутреннее пространство цельно и компактно. Памятник является образцом буковинской архитектуры начала XIX в., планово-пространственная структура которого продолжила традиции, сложившиеся в украинском зодчестве XIV—XVII вв.

НОВОСЕЛИЦКИЙ район

МАГАЛА,село. Координаты: 48.294,26.0451
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1818 г.
Кирпичная, ошту-* катуренная, прямоугольная в плане, с выступающей с востока полукруглой апсидой и фланки-рующими ее небольшими боковыми объемами, бескупольная, накрыта скатной крышей с возвышающейся над ней невысокой коло- 361 кольнем над притвором. Гладкие плоские фасады лишены декора, прорезаны по верху большими полуциркульными оконными проемами. Шесть мощных пилонов делят внутреннее пространство на три нефа, над боковыми нефами устроены эмпоры. Центральный неф разделен опирающимися на столбы арками, перекрыт парусными сводами. Боковые нефы и эмпоры перекрыты полуциркульными сводами. На сводах и арках — орнаментальная и сюжетная роспись XIX в. Сохранились образцы деревянной резьбы и станковой живописи первой половины XIX в. Низкие боковые нефы и эмпоры, открывающиеся в центр двумя ярусами арок, усиливают впечатление высотно раскрытого внутреннего пространства. Памятник представляет своеобразный образец буковинского зодчества, сочетающий в себе традиции древнерусской архитектуры с характерными чертами украинско-молдавской школы.

ТОПОРОВЦЫ,село. Координаты: 48.3862,26.0925
ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, КОЛОКОЛЬНЯ И СТЕНА ОГРАДЫ, 1560 г.
Сочетает в себе буковинские и молдавские архитектурные традиции. Одна из самых старых построек Буковины. Каменная, оштукатуренная. В основу положен тип трехчаст-ного, трехкупольного, трехконхового храма с полуциркульной апсидой и небольшими боковыми конхами в толще стены, слабо выявленными на фасадах выступами. Монолитность объема, высокая скатная, крытая гонтом крыша, скрывающая купольные перекрытия, роднят памятник с деревянными культовыми сооружениями Буковины. Высокие толстые стены, прорезанные редкими окнами-амбразурами, свидетельствуют об оборонном характере здания. Суровый монолит стен, расчлененный лишь слабо выступающими креповками и горизонтальным пояском поребрика, оживляет белокаменная резьба дверного портала входа, необычно расположенного в северной стене, и оконных обрамлений, напоминающая резьбу портала хотинской церкви. Аналогии этого рисунка можно найти в западной средневековой архитектуре и старомолдавском зодчестве. Перекрыта тремя куполами без барабанов, опирающимися на врезанные в стены неглубокие подпружные арки, при помощи сферических парусов переходящие в Ильинская церковь в с. Топоровцы. Вид с юго-востока. Дмитриевская церковь в с. Дихтинец. Вид с северо-западе. Плен. 362 Васильевская церковь в с. Конятии. Вид с юго-запада План. сферический свод. Центральный купол более высокий. Внутреннее пространство объединяется высокими широкими арками. Небольшие кон-хи в нефе зрительно увеличивают его объем. На чердаке по всему периметру стен сохранился парапет с бойницами. Колокольня поставлена к северу от церкви, каменная, оштукатуренная, квадратная в плане, двухъярусная. Ее фасады прорезаны сквозными полуциркульными арками, ярусы отмечены рельефным пояском. Накрыта невысокой шатровой, крытой гонтом крышей. Стены ограды вокруг подворья церкви возведены из сложенных всухую речных валунов, они усиливали оборонный характер здания. Памятник является образцом буковинского зодчества XVI—XVII вв.

ПУТИЛЬСКИЙ район

ДИХТИНЕЦ,село. Координаты: 48.0691,25.0444
ДМИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1871 г.
Возможно башни на западном фасаде и обшивающий стены тес появились позднее. Является образцом группы памятников горной Буковины, представ-ляющих своеобразный вариант трехглавого трех-частного храма. к Деревянная, на каменном фундаменте, трех-срубная с квадратным в плане бабинцем и гранеными апсидой и нефом. К бабинцу при-строено прямоугольное в плане помещение с Двумя двухъярусными башнями над ним. Стены прежде были покрыты гонтом (частично сохранился на верхе над апсидой), позднее вертикально обшиты тесом, расчленены на два яруса круговым опасением. Срубы перекрыты восьмигранными с заломом верхами с крутыми восьмигранными шатра* ч завершенными декоративными главками. В интерьере преобладает принцип глубинного раскрытия внутреннего пространства. В неф ведет неширокая арка-вырез, в бабинце устроены хоры. Здание является примером деревянной архитектуры Буковины XIX в.

КОНЯТИН,село. Координаты: 48.0438,24.941
ВАСИЛЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1790 г.
Относится к С группе сравнительно поздних памятников, харак- /^ терных для горной Буковины, сохранивших традиционные черты, сложившиеся в деревянной архитектуре Украины в XVII—XVIII вв. Деревянная, на каменном фундаменте, трех-срубная, трехглавая. Состоит из квадратного в плане бабинца, пятигранной апсиды и более широкого восьмигранного нефа. К бабинцу с запада пристроена крытая галерея, к апсиде, с севера и юга — небольшие квадратные помещения. Стены обшиты гонтом, по горизонтали расчленены круговым опасением небольшого выноса. Срубы перекрыты восьмигранными пирамидальными, тесно поставленными верхами с одним заломом. В интерьере сочетается глубинное и высотное раскрытие пространства. В бабинце устроены хоры. Арка-вырез простой формы ведет в неф. Сохранились образцы деревянной резьбы XIX в. Памятник отличается монументальностью облика, цельностью, выразительностью, пластичностью объемов. Колокольня расположена с юго-востока, деревянная, рубленая, двухъярусная, четверик на четверике. Памятник является образцом деревянной культовой архитектуры Правобережной Украины.

ПУТИЛА,пгт. Координаты: 48.0017,25.0817
НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1885 г.
Представляет группу характерных для горной Буковины трехглавых памятников. Деревянная, на каменном фундаменте. В плане бабинец прямоугольный, апсида и неф — многогранные. Высокие с уклоном внутрь стены срубов обшиты гонтом. Слегка расширенный боковыми выступами единый объем здания ступенькой залома на одной высоте всех трех глав переходит в восьмигранные с крутыми шатра- 363 Николаевская церковь в пгт Пугила. Вид с юго-востока. ми верхи. В интерьере высотное раскрытие внутреннего пространства подчеркивается заломом четверика. Памятник представляет одну из поздних разновидностей трехкупольного храма.

РОСТОКИ,село. Координаты: 48.1776,25.0981
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1846 г.
Один из ранних образцов группы культовых построек Буковинских Карпат. Деревянная, на каменном фундаменте, трех-срубная, трехглавая. Бабинец и неф в плане прямоугольные, апсида — пятигранная. Большого выноса круговое опасение опирается на ступенчатые кронштейны — выпуски верхних венцов срубов. Стены над опасением и верхи обшиты гонтом. Срубы перекрыты восьмигранными пирамидальными, близкими по высоте верхами. Боковые главы сдвинуты к краю и зрительно продолжают стены сруба. Высокие барабаны глав и ярко выраженный уклон стен усиливают вертикальный характер композиции. Единое внутреннее пространство сочетает глубинный и высотный принципы раскрытия. В интерьере сохранились образцы деревянной резьбы и живописи XVIII—XIX вв. Колокольня построена к северо-западу от нее. Деревянная, два восьмерика на четверике, трехъярусная, завершение повторяет форму верхов церкви. Ансамбль представляет памятник деревянной архитектуры XIX в. восточных склонов Карпат, 364 Успенская церковь • с. Ростоки. Вид с юго-востоке. План.

СЕЛЯТИН,село. Координаты: 47.8689,25.1966
РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, XVII в.
Стык бревен и удлиненная форма бабинца, нарушающая общие пропорции, свидетельствуют о более поздних перестройках. Отличается интересной объемно-пространственной композицией, сочетает в себе черты буковинской и гуцульской архитектурных школ. Деревянная, на каменном фундаменте, трех-срубная, одноглавая. Состоит из вытянутого прямоугольного в плане бабинца, восьмигранного нефа и пятигранной апсиды. Накрыта высокой, крытой гонтом скатной крышей. Из общего массива кровли вырастает пирамидальный восьмерик верха с перехватом у основания шатра, увенчанного изящной декоративной главкой. Аналогичные главки по коньку крыши акцентируют апсиду и бабинец. Вертикальная обшивка тесом и уклон стен внутрь подчеркивают вертикальную направленность Рождестве Богородицы церковь в с. Селятин. Плен. Церковь Параскевы и ко/юкольн* а с. Усть-Путила. Вид с северо-востока. План. движения. Слабо расчлененный объем (неф лишь немного шире остальных срубов) придает зданию сходство с распространенными в северной Молдавии и Буковине культовыми постройками архаичного бескупольного типа. Бабинец и апсида перекрыты плоским потолком. Восьмигранная форма сруба нефа определяет и своеобразие его завершения. Здесь отсутствует традиционный четверик. Пирамидальный восьмерик барабана стягивается перехватом и переходит в шатер верха. В интерьере бабинец и неф соединяются аркой-вырезом. Контраст между низким бабинцем и шатровым перекрытием нефа усиливает впечатление высотно раскрытого внутреннего пространства. Колокольня стоит к юго-западу от церкви, деревянная, на каменном фундаменте, каркасная, двухъярусная, с опасением над первым ярусом, завершена высоким шатром. Отличается редко встречающимся восьмигранным планом. Памятник является одним из старейших на Буковине образцов простейшей однокупольной культовой постройки.

УСТЬ-ПУТИЛА,село. Координаты: 48.0539,25.1721
ПАРАСКЕВЫ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1881 г.
Деревянная, на каменном фундаменте, отно- N сится к распространенному в Буковинских Карпатах типу трехчастного, трехглавого храма. В памятнике воплотились все характерные черты этого типа: граненые в плане неф и апсида и прямоугольный бабинец; широко расставленные, почти одинаковые по высоте шатровые верхи с ярко выраженным перехватом у основания, обшитые гонтом, с уклоном внутрь, опоясанные неглубоким спасанием стены. Заломы верхов в интерьере способствуют высотному раскрытию пространства. Цельный массивный объем срубов переходит в шатры глав, повторяя очертания окружающих долину гор. Колокольня расположена к западу от церкви, вертикально обшита тесом, восьмерик на четверике, с шатровым завершением. Памятник представляет образец деревянной культовой архитектуры XIX в. предгорной Буковины.

ШЕПОТ,село. Координаты: 47.7992,25.149
ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1898 г.
Памятник отличается значительными размерами, усложненным многоступенчатым силуэтом, привнесением в традиционные формы деревянной архитектуры криволинейных текучих линии, свойственных господствующей в конце XIX — начале XX вв. архитектуре модерна. Деревянная, на каменном фундаменте, трех-срубная, с квадратными в плане апсидой и бабинцем, прямоугольным, вытянутым по поперечной оси нефом с небольшими квадратными помещениями по сторонам апсиды, од- 365 ноглавая. Высокие стены срубов расчленены на два яруса опасением на фигурных резных кронштейнах — выпусках бревен. Бабинец окружает открытая арочная галерея под опасанием. Крутые крыши с вогнутыми скатами завершаются оттянутыми вверх коньками. В силуэте доминирует массивный верх. Над центром нефа вырастает его развитый четверик, переходящий в приземистый восьмерик, увенчанный мощной приплюснутой формы грушевидной главой с четко выявленным перехватом у основания. Каждый объем подчеркивается полихром-ной линией резного карниза. Декоративный образ фасадов дополняет своеобразный ритм стрельчатых окон с разноцветными стеклами. В интерьере сочетаются высотный и глубинный принципы раскрытия пространства. Высота купола в интерьере подчеркивается более низкими полуциркульными перекрытиями апсиды, бабинца и отделенных столбами боковых частей нефа. Глубина интерьера зрительно усиливается устроенными в бабинце боковыми арочными галереями на столбах. Резные кронштейны поддерживают хоры в западной части бабинца. Сохранились фрагменты резьбы XVII—XIX вв. Колокольня поставлена в юго-западной части комплекса, деревянная, каркасная, двухъярусная, восьмерик на четверике. Завершена луковичной главкой, повторяющей формы завершения церкви. По верху первого яруса устроена открытая галерейка. Памятник представляет пример интерпретации народной архитектуры в формах господствующего в этот период архитектурного стиля.

СОКИРЯНСКИЙ район (том 4, стр.366)

БЕЛОУСОВКА,село. Координаты: 48.5355,27.3397
ДМИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1794 г.
Деревянная. Повторяет характерную для Буковины композиционно-пространственную схему трехсрубного безверхого храма. Все срубы квадратные в плане, ориентированы по продольной оси, неф лишь слегка шире остальных. К апсиде с юга примыкает небольшое квадратное в плане помещение. Накрыта общей высокой скатной крышей с сильным выносом на кронштейнах — выпусках верхних венцов срубов. Из бабинца в неф ведет фигурная арка-вырез. Впечатление высотно раскрытого пространства усиливает контраст коробового перекрытия нефа с плоскими потолками апсиды и бабинца. Колокольня поставлена к западу от церкви, деревянная, квадратная в плане, двухъярусная, каркасная, четверик на четверике. Памятник представляет образец деревянной народной архитектуры, пример построек архаичного типа, распространенных на Буковине • XVIII—XIX вв. Ильинская церковь и колокольня а с. Шепот. Вид с юго-запада. План. Дмитриевская церковь и колокольня а с. Белоусоака Ила* 366 Михайловская церковь в с. Старая Жадова. Вид с юго востока. План.

СТОРОЖИНЕЦКИЙ район

СТАРАЯ ЖАДОВА,село. Координаты: 48.2066,25.5176
МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1806 г.
Деревянная, на каменном фундаменте, в основу композиции положена схема трехсрубного храма, завершена главой. В плане имеет характерные для архаичных построек прямоугольные бабинец и чуть более широкий неф и граненую апсиду. Высокие обшитые тесом стены срубов, большой вынос крутой крыши, под которой спрятаны пирамидальные верхи апсиды и бабинца, напоминают поздние образцы буковинских церквей. Над крышей выступает завершение нефа — характерный для украинской деревянной архитектуры восьмерик на четверике с верхом мягкой барочной формы. В интерьере господствует высотно раскрытое пространство. В бабинце устроены хоры. Памятник представляет в деревянной архитектуре Буковины переходный этап от простейших бескупольных церквей к более сложным купольным.

ЯСЕНЫ,село. Координаты: 48.2632,25.7069
ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ XVII в.
Деревянная, трехсрубная, одноглавая. Простейший тип трехмастного храма с прямоугольными в плане всеми тремя срубами, с опасением на кронштейнах по всему периметру. Нижняя часть стен обшита тесом, верхняя над опасением — гонтом. Вход, как у большинства буковинских церквей, устроен с юга. Из высокой скатной крыши вырастает мощный четверик верха. Его особенностью является отсутствие восьмерика барабана. Высокое пирамидальное завершение увенчано двухъярусной главкой. Такие же главки над коньком крыши акцентируют бабинец и апсиду. В интерьере арка-вырез отделяет бабинец от нефа, усиливая глубинное раскрытие пространства. Памятник отличается значительными архитектурными достоинствами, в композиции ощущается четкая ритмика ступенчатых членений, динамизм форм. Покровская церковь • с. Ясвны. Вид с юга. План 367 Колокольня поставлена с южной стороны, деревянная, двухъярусная, каркасная, нижний ярус оштукатурен, верхний обведен опасением. Типична для украинской деревянной архитектуры XVIII—XIX вв. Памятник является интересным образцом буко-винской архитектуры XVII в.

ХОТИНСКИЙ район

ХОТИН,город. Координаты: 48.5114,26.493
КОМПЛЕКС СООРУЖЕНИЙ КРЕПОСТИ, XIII — XVIII вв.
(ул. Крепостная). Расположенная на крутых склонах высокого правого берега Днестра на пересечении важных торговых путей Хотин-ская крепость издавна была одним из основных укрепленных пунктов Приднестровья. В 50—60-х годах XIII в. первоначальные деревянные укрепления заменяют каменными. Первая каменная крепость занимала мыс стрелки, северную часть теперешнего комплекса. Стены были возведены из известняка на розовом цемяночном растворе. Остатки их обнаружены археологами на территории внутреннего двора и в толще восточной стены. Во второй половине XIV в. ведутся работы по укреплению замка. С распространением огнестрельного оружия его приспосабливают к новым требованиям. Наиболее существенной перестройке подверглась крепость во второй половине XV в. Практически ее строят заново, сохранив лишь небольшой участок старой стены. Характерные черты, присущие оборонному зодчеству Подолии, сравнительный анализ использованных в декоре орнаментальных мотивов дают основание исследователям предполагать, что в строительстве принимали участие украинские и молдавские мастера. Уровень двора был поднят на 8—10 м, возведены мощные стены и башни. На территории древнерусского детинца разместился внутренний двор нового замка, на месте рва, отделявшего крепость от предградья, построили два больших, соединенных воротами дворца с глубокими подвалами, служившими для хранения запасов оружия и провианта (восточный не сохранился). Прежнее предградье превратилось в наружный двор замка, фасад которого обороняли три башни с Надвратной в центре. Самая мощная квадратная башня высилась над северной стеной, круглая западная — сообщалась с дворцом и называлась Комендантской, еще одна квадратная башня была встроена в восточную стену против дворца. В основном эти работы завершились в 1480-х годах. В 1538 г. крепость захватили и разрушили польские войска. Был взорван большой участок стены между Северной и Восточной башнями, дворец у восточной стены, полностью уничтожены Над-вратная и Юго-восточная башни, от Юго-запад- 368 Комплекс сооружений крепости в г. Хотине. Генеральный план: I— замок; 2— НОВАЯ крепость; 3— бастионы; 4— Подольски* ворота; 5— Беидерскио ворота; 6— Ясские ворота; 7— Русские ворота; 8— Камеиецкие ворота; 9— гарнизонные мастерские; 10— церковь Александра Невского. Замок крепости в г. Хотине. Генеральный план: 1— въездная башня; 2— Юго-западная башня; 3— Комендант-екая башня; 4— дворец коменданта; 5— комендантский двор; 6— Северная башня; 7— замковый двор; 8— церковь; 9— казарма; 10— ров. Замок крепости в г. Хотине. Вид с северо-запада. ной остались лишь руины. В 1540—1544 гг. замок расширен. Восстановлены разрушенные стены, юго-западная башня отстроена на старой основе, новая стена отодвинута на 25 м к югу, в ней построена новая Надвратная башня. В начале XVI в. крепость стала одним из военных форпостов Турции. В начале XVIII в. турки, следуя требованиям развивающейся военной техники, с помощью французских инженеров стро Замок крепости в г. Хотиие. Вид с юга. ят так называемую Новую крепость, окружая старый каменный замок новыми бастионными укреплениями. В это же время они разбирают закрытые боевые обходы на стенах, устраивают зубцы-мерлоны. По Бухарестскому мирному договору 1812 г. Хотин переходит к России и к середине XIX в. утрачивает стратегическое значение. В 1856 г. крепость упраздняется. Комплекс состоит из мощного каменного замка и опоясывающей его по высоким соседним холмам системы земляных укреплений — Новой крепости. Замок занимает вытянутый каменный мыс между Днестром и безымянным ручьем. Он построен из известняка на известково-цемя-ночном растворе и частью поставлен на естественной скале. В плане замок представляет вытянутый вдоль берега реки овал. Он окружен высокими восьмиметровой толщины стенами, усиленными пятью мощными башнями. Самая большая — Северная — прямоугольная в плане с тремя ярусами бойниц. В ее верхней части была устроена огражденная зубцами боевая площадка. Башня завершалась высокой, крытой гонтом шатровой крышей. Рассчитанная на самостоятельную оборону, она должна была служить последней твердыней крепости. Юго-западная и примыкающая к дворцу Комендантская башни круглые в плане, Надвратная и Восточная — квадратные. Надвратная башня с обеих сторон — напольной и внутренней — отделена рвом, через который перекинуты мосты. Учитывая высоту берега и плато, снаружи стены и башни представляют сплошной монолит, верхние этажи прорезаны бойницами. Отсутствие бойниц в стенах, устроенные на них закрытые боевые галереи свидетельствуют о продолжении традиций галиц-ко-волынского оборонного зодчества. Наружная поверхность стен украшена выложенным из красного кирпича орнаментом, геометрические мотивы которого близки народному искусству По-долии. Замковый двор разделен на две части Ббль- К 8Х°АУ' С к"*Р"'ми, Церковью предназначалась для гарнизона крепости. Вторая, меньшая часть, между Северной башней и комендантским дворцом служила начальству. Комендантский двор окружала частично сохранившаяся аркада-галерея. Комендантский дворец — каменное, прямоугольное в плане, двухэтажное здание. Его стены покрывают полосы шахматного орнамента из красного кирпича и белого камня, сохранились готические резные белокаменные порталы, наличники окон сложного профиля и каменные резные скамейки под окнами, аналогичные Черной каменице во Львове. У восточной стены первого двора стоит каменный прямоугольный в плане корпус казарм. С севера к нему примыкает церковь. Она состоит из прямоугольного нефа с небольшими конхами в толще северной и южной стен, полукруглой апсиды и прямоугольного притвора. Вход из притвора в неф оформлен резным белокаменным романо-готическим порталом. Здание перекрывали крестовые своды с гуртами. Сохранились оригинальные консольные капители, высокие стрельчатые окна, служившие одновременно бойницами, фрагменты росписей середины XVI в., в колорите и орнаменте которых четко прослеживается влияние местных традиций декоративно-прикладного искусства. Новая крепость имеет форму прямоугольника размером 1200X^50 м. Это мощный земляной вал с семью бастионами для дальнобойной артиллерии и Каменецкими, Ясскими, Бендер-скими, Русскими и Подольскими воротами. Внешняя сторона вала укреплена каменной стеной, перед которой устроен вымощенный камнем ров. На территории Новой крепости размещались казармы турецкой армии, мастерские, мечеть с минаретом, бани, конюшни, склады. Сохранилось каменное прямоугольное в плане, одноэтажное здание бывших мастерских и построенная в 1835 г. для русского гарнизона церковь Александра Невского — каменная, оштукатуренная, однонефная, однокупольная, с пристроенной с запада колокольней — образец архитектуры русского классицизма. Используется Хотинским краеведческим музеем. Ведутся реставрационные работы (архитекторы М. М. Говденко, В. И. Лукьянченко, В. И. Касья-ненко, Г. А. Дядюшенко, А. М. Давиденко, инж Б. М. Левандовская.) Восстановлены стены, гонтовые завершения башен, мосты, Ясские и Бендерские ворота и участок вала Новой крепости, здания бывших мастерских и церкви на территории Новой крепости. С завершением работ замок будет восстановлен в формах XVI в., Новая крепость — в первоначальном виде. Хотинская крепость принадлежит к наиболее выдающимся памятникам оборонного зодчества Украины XIII—XVI вв. На протяжении веков играла значительную роль в борьбе украинского народа против иноземных захватчиков. 369 СПИСОК

Rambler's Top100 Украинский портАл

Правильний CSS!